Василий 14 янв 2012, 12:56
Традиционно принято в обществе, что взаимоотношения с другими людьми предполагают уважительное отношение и вежливость. Однако в реальности этого достаточно лишь для максимально формальных отношений, которые сопровождаются абсолютным безразличием друг к другу или скрытым лукавством. Правильные взаимоотношения предполагают осознание того, кто перед нами - человек, созданный по образу Божию. Митр. Антоний Сурожский называет в человеке не только образ Божий, но и икону. При этом нужно учитывать, что когда мы смотрим на человека в разные моменты времени, он представляется совершенно различным по причине тех наслоений, которые нанес ему мир. Узнать человека и даже примерно охарактеризовать его, только взглянув на него, возможно лишь в самой малой степени. Здесь видны лишь две противоположности: наиболее сильные страсти и грехи значительно искажают даже внешний облик человека, а высокая духовная жизнь отражается и в телесных чертах подвижника, но при этом все же нужно быть осторожным, так как есть и прельщенные подвижники. В остальных случаях внешний вид нам мало, что может сказать. Единственно важным здесь является то, что он не должен быть вызывающим, а надлежит быть опрятным. Гораздо большее о человеке может сказать его голос, поэтому нужно других выслушивать со вниманием. При этом важна не только интонация, твердость и мягкость, громкость голоса, смысловые акценты. Важен сам голос, но для этого нужно быть достаточно чутким, чтобы понять чистоту голоса. Замечено, что у людей, ведущих порочный образ жизни, голос достаточно грубый и более низкий. На формирование голоса значительное влияние оказывает окружение человека. Поэтому чуткий человек даже в целом неплохом голосе может различить совершенно чуждые наслоения, которые встречаются как у лиц мужского пола, так и женского. Тогда нужно проявить определенную степень осторожности. Вообще осторожность во взаимоотношениях с другими людьми на начальных этапах должна быть всегда. Человек раскрывается через общение постепенно, причем он сам должен этого желать. Если речь идет об отношениях с людьми, которые возникают в транспорте, в магазине и других общественных местах, то раскрываться крайне нежелательно, наоборот, нужна максимальная степень собранности, но это не означает жесткости, которая может выражаться как твердый и даже жесткий отказ в отношении явного зла, а как внутренняя сосредоточенность, которая не позволяет никому пройти во внутренний мир. Если речь идет об отношениях во время учебы или работы, то степень открытости здесь уже должна быть небольшой, но достаточной, чтобы могли охарактеризовать ваши внешние качества, например, такие как ответственность, усидчивость, желание помочь в случае необходимости. Еще большая степень открытости возможна в отношениях с подругами и друзьями, но лучше когда они напоминают отношения братьев и сестер, то есть тем самым устанавливаются определенные внутренние границы, за которые никто не смеет переступить, но в тоже время определенная степень доверия во внешних событиях. В отношении с родными братьями и сестрами степень открытости может быть несколько выше, но в то же время внутренние границы продолжают существовать. Доверительные отношения к родителям могут быть еще выше, но внутренние границы также существуют. Лишь между мужем и женой для православных христиан в венчанном браке нет четкой внутренней границы, а степень отношений максимально доверительная, так как основана на вере в свою вторую половинку, включающую доверие и верность. Здесь уже двое становятся единым целым, они пребывают не только в телесной близости с целью рождения детей, но их сердца соединяются для вечности. Наиболее замечательным примером является не только внешний, но и внутренний союз покровителей брака свв. Петра и Февронии.