Василий 13 фев 2010, 01:09
Думаю, что молитва - всецелая устремленность к Богу в покаянии, смирении и любви. С чего начинается молитва? С обращения к Богу Живому, но ей предшествует обязательное внутреннее и не всегда обязательное внешнее приготовление. Став в сокрушении сердца и благоговейно перед вездесущим и всевидящим Богом, устремив очи сердца горе и забыв все мирское и тленное, с кротостью и смирением начинается обращение к милостивому и человеколюбивому Богу. Что это за обращение, слова? Внешняя форма - слова, а главное - всецелое устремление к Богу. Зачем же слова? Слова помогают обрести соответствующий молитвенный настрой, молитвенное чувство, а также выразить причину, по которой мы обращаемся к Богу. Молитва - диалог, встреча с Богом, суд совести. Что имеется ввиду? Если молитва искренняя, а не формальное повторение слов, вычитка, то Бог вступает в диалог. Это познается опытно по действиям благодати и зависит от степени очищения сердца. Цель молитвы - соединение с Богом. А если молящийся ощущает пустоту? Здесь 2 причины: 1) человек начинает диалог, а затем "поворачивается спиной" и "уходит" в помыслах; 2) Бог учит человека терпению. Предположим, что начало диалога положено, а что дальше? Нужно не только говорить, но и слушать. Не слышать и смотреть на себя как бы со стороны и любоваться этим, а слушать. В молитве мы произносим слова, но в них мы слышим и Бога. Этому учит благодать, даруемая в молитве, но не сразу, а постепенно. Чтобы лучше слушать и прочувствовать услышанное, мы устремляемся к Богу, тогда через какое-то время по милости Божией может наступить встреча. Первая встреча очень памятна, так как благодать возгревает в человеке желание, чтобы эта встреча не прерывалась. Но сердце молящегося еще не очищено и она прекращается. В каждый последующий раз человек встает на суде своей совести: "Ты немощен, грешен и страстен. Как же дерзаешь на встречу с Богом?" Постепенно по мере очищения сердца начинается осознание своей греховности. Тогда человек может сказать: "Да, грешный, недостойный, окаянный, худейший, зловонный, смердящий, кал сый и перрсть, брение, пыль и прах, но исповедаюсь и каюсь пред Богом и прошу его милости". Здесь начало устремленности к Богу в покаянии: "Боже, милости буди мне грешному".